Большой
 Балет: К нам едет Ревизор.
Автор: beau-du-bolshoi@angelfire.com (---.ic-public.uva.nl)
Дата:   05 Дек 2000 21:23

Кажется, Москву ожидает неожиданный сюрприз. Через шесть недель, 15 января 2001, на сцене Большого состоится единственное выступление минского балета: "Страсти (Рогнеда)", балет в двух действиях, премьера 26.06.1995, либретто и хореография Валентина Елизарьева, музыка Андрея Мдивани, сценография и костюмы Вячеслава Окунева, хормейстер - Н.Ломанович, Grand Prix "Benois de la danse" 1996 за хореографию.

В последний раз ГАБТОБ Беларуси гастролировал в Москве в 1986 году, с балетом "Лебединое Озеро" в редакции А.Мессерера.

Балет Минска - серьезное предприятие. В.Н.Елизарьев - выпускник хореографического отделения Ленинградской консерватории: проф. И.Бельский, П.Гусев, Ф.Лопухов. В 1973 г. он поставил балет "Поэма" (А.Петрова) в Московском классическом балете, в 1974 - "Классическую симфонию" С.Прокофьева (там же), в 1976 - "Камерную сюиту (Настроения)" Р.Щедрина в ГАБТ СССР (Нина Ананиашвили-Андрис Лиепа), в 1977 г. - "Тиль Уленшпигель" Е.Глебова для ЛАТОБ им.Кирова (Ирина Колпакова-Вадим Гуляев), в 1979 г. "Адажиетту" Г.Малера (отрывок из 5-й симфонии) в Большом театре Варшавы. В 1975 году поставил балетные сцены под Майю Плисецкую и Анатолия Бердышева в телефильме А.Эфроса "Фантазия" (по "Вешним водам" И.Тургенева, музыка П.Чайковского) - взрослые люди должны помнить этот фильм.

Прославился оригинальными постановками в минском театре (гл.балетмейстер с 1974 г.): "Кармен-Сюита" Р.Щедрина (1974), "Сотворение мира" А.Петрова, с хором (1976), "Спартак" А.Хачатуряна, с хором (1980), "Кармина Бурана" К.Орффа, с хором (1983), "Болеро" М.Равеля (инспирировано Н.Заболоцким, 1984).

Редакцию классики В.Н.Е., в основном, предпочитает отдавать другим: например, "ЛО" (дважды, в 1978 и 1985 гг.) - Асафа Мессерера, "Раймонда" - Юрия Григоровича, "Корсар" - Павла Гусева, "Жизель" - Ирины Колпаковой, "Эсмеральда" (2000) - Никиты Долгушина. В будущем году в Минске назревают "Спящая" (под гастрольный вариант) и "Баядерка" (из любви к классике), кажется, единственная причина задержки в немногочисленности труппы (90 человек).

Несмотря на ленинградское образование (Вагановска и ЛК), Елизарьев поддерживает самые тесные отношения с московскими мэтрами. Например, достаточно близок с Григоровичем, заседает в жюри Московского конкурса.

Кроме классики и елизарьевских постановок, в репертуаре театра есть и другие интересные вещи, например, "Мондриан Симфония" (Симфония До мажор, Ж.Бизе, Кандинский - Людмила Кудрявцева, Мондриан - Игорь Артамонов), "Сон в летнюю ночь" (Ф.Мендельсон-Бартольди), "Кантата 150" (И.С.Бах) - все в хореографии Филиппа Коэна (Лион, Франция).

Балетная труппа - хороша. Сильная школа под ленинградским влиянием, есть кое-что и от Москвы. Пик пришелся на 80-е - начало 90-х. Солисты второй волны сошли с минской сцены в последние три года, все покинули пределы Беларуси. На пример, Игорь Колб (очень мягкая классическая техника, благородный стиль, идеален в Шопениане) - в Мариинском театре, а очень способный молодой Алексей Турко - с этого сезона в балете Бориса Эйфмана. Тем не менее, в театре есть, кому танцевать, база для быстрой репродукции солистов очень сильная.

В январе будет следующий каст:
Княжна Рогнеда - Ольга Гайко, 20 лет, высокая, баланчиновское сложение, на сегодня имеет 7 выходов в партии Одетты-Одилии, выходила в Эсмеральде и Раймонде, готовит Аврору, заняла роли Е.Фадеевой (контракт в Белграде), быстро набирает опыт.
Князь Владимир - Руслан Минин, з.а.РБ, 26 лет, ведущий солист, лауреат конкурса Дягилева, основной Спартак, Адам, исполняет все партии героического плана, технически силен и уверен, хороший контроль, надежен и удобен как партнер.
Князь Ярополк - Владимир Долгих, з.а.РБ, 26 лет, ведущий солист, основной Зигфрид, Альберт и Ромео, классический стиль, бывший партнер Т.Ероховец (в Испании), без которой, кажется, трудно адаптируется, готовит Дезире.
Анна Багрянородная - Татьяна Шеметовец, з.а.РБ, 38 лет, суперстар Минска, создала заглавную партию в Болеро, имеет опыт, технику, скорость, сверхстабильна, великолепна в характерных ролях, в Болеро и Кармине Буране (Блудница) просто-напросто незабываема, также исполняет Мирту.
Князь Рогволод - Алексей Нецветов, ветеран минского балета, пенсионер в хорошей форме.
Сын Божий (Христос) - он же.
Жена Рогволода - Валентина Святцева, красавица минского балета, мать всех тамошних принцесс и принцев.

Советую обратить внимание на Людмилу Кудрявцеву (23 года) и Александра Фурмана (з.а.РБ).

Судя по "ЛО" - женский кордебалет (20-26 лет) достаточно силен классически, девочки мягкие, красивые как на подбор, с правильно поставленными руками-ногами. Судя по Спартаку - минский мужской балет очень и очень силен и стабилен, все в нем отбалансировано, уравновешено и четко работает, ребята высокие, под 180.

"Рогнеда" - хореографическая эпопея христианизации Руси, инспирированная хрониками Нестора, с хором. Постановка создавалась в течение двух лет, в тесном сотрудничестве Елизарьева и Мдивани. Вкратце описать балет сложно, аналога для примера я не могу припомнить (может, "Жанна д'Арк на костре" Хоннегера-Клоделя-Рубинштейн?).
По сценам - "Дом Рогволодов", "Пепел Полоцка", "Византийское посольство", "Крещение", "Снятие с креста". Декор и костюмы выполнены с размахом - будет на что подивиться. А так же и послушать: и музыку, и пение.
Подозревать Елизарьева в пост-коммунистической китчевости и гигантомании причин нет. Для него характерна логика хореографического мышления. Сложные философские, духовные и эмоциональные проблемы (основной спорт Елизарьева) он укладывает в ясные и чистые решения, очень комфортные для танцоров и эффектные для зрителей. Возможно, как хореограф Елизарьев проигрывает паре-тройке российских балетмейстеров, но нечастая государственная поддержка (такая, как мощное разовое вливание средств под "Рогнеду") уравнивает шансы В.Н.Е. перед кем угодно.

Из-за громоздкости "Рогнеда" достаточно редко ставится. В Минске попасть на нее практически невозможно. Белвидеоцентр снял по балету телефильм, один раз показав его по местному ТВ и весьма впечатлив народ. В мае 1997 года балет вывозился в Варшаву. Мы - в очереди, ни в коем случае не пропустите. Для особо продвинутых - 14 января генеральная репетиция.

Кстати, горячо ненавидимая вами Гордеева скоро собирается (вроде бы) в рогнедины края. Если она будет любезна от вашего имени задать пару вопросов Елизарьеву, то будете иметь не такое занудное, как мое, повествование.

 RE: Балет: К нам едет Ревизор.
Автор: Mikhail Aleksandrovich (129.217.159.---)
Дата:   06 Дек 2000 16:30

Uvazhaemyj Inkognito,

spasibo za interesnoe soobschenie. Videl v Minske
lish' odin spektakl' - balety Stravinskogo.
V "Vesne svjashchennoj" tancevali E.Fadeeva i
V.Zaharov, v "Zhar-ptice" - T.Berenova i V.Dolgih.
V celom ponravilos', hotya pokazalos', chto u vseh
bez isklyucheniya - trudnosti s pryzhkami.
I peredelki znamenityh baletov tozhe neskol'ko
nastorozhili. No Elizar'ev dostoin uvazheniya,
net somnenij. Vy yavno znaete truppu luchshe.
Postarayus' popast' na ikh spektakl' v Bol'shom,
esche raz blagodaryu za rekomendaciyu.

Privet, M.A.

P.S. I sovsem ne obyazatel'no byt' grubiyanom,
ved' tak?

 RE: Балет: К нам едет Ревизор.
Автор: beau-du-bolshoi@angelfire.com (---.ic-public.uva.nl)
Дата:   08 Дек 2000 20:35

Мне известно, что в Минске Весна Священная ставилась как завершение трилогии Балетов ХХ века: Кармина Бурана - Болеро - Весна. Сейчас же, она сама возглавляет триплет Балетов Стравинского - Весна (1986, Елизарьев), Жар-Птица (данных у меня нет) и Поцелуй Феи (1999, Раду Поклетару). Замечание по поводу несовершенства труппы в Стравинском - это вполне возможно. Про Жар-Птицу мне ничего не известно. Если вспомнить путь Игоря Федоровича домой, будут заметны всплески активности обращений к нему в "оттепель" начала 60-х и в "разморозку" конца 80-х годов - когда падал агитпроп. Соответствующими были и акценты. Но мне показалось, что В.Н.Е. ставит под конкретных солистов. Весну он делал на Инессу Душкевич-Александра Куркова и Нателлу Дадишкилиани-Василия Комкова. Из тех, кто есть у него на сегодня, видимо, лучшая пара для Весны это Таня Шеметовец-Руслан Минин.

Что касается трактовок Кармен, Сотворения Мира и Спартака, то:
1) видимо, он мог себе позволить это - все-таки Большой театр немаленькой союзной республики, имевшей своего представителя в ООН;
2) наверное, сработала пружина креативности и упрямства самого молодого официального хореографа СССР того времени, располагавшего достаточными ресурсами.

Спартак я видел в дорожном варианте - сокращенный состав, минимум декора, хор в записи, и мне он определенно понравился.
3 акта на 120 минут, либретто - оригинальное. Эгины и Гармодия нет: читай подстрочно, победа Рима была неизбежностью, а не следствием происков куртизанки, даже такой красивой, обольстительной и коварной, как Алла Шелест или Нина Тимофеева. Есть только противостояние Рима и рабов, и частная история Спартака-Фригии.
Адажио С-Ф (no.1, акт 3 у Большого) - основной рефрен минской постановки, повторяется несколько раз (сам же номер - это апофеоз 2-го акта, на целых 12 минут, Жанна Лебедева-Руслан Минин).
Адажио К-Э (no.12, акт 2 у Большого) - у минчан сцена оргии на вилле Красса, no.1 акта 2 = Красс и две куртизанки (Игорь Седько-Шеметовец-Анна Гуринович), красивый, чувственный, эффектный разврат.
Хорошо поставлены два боя вслепую - трио в глухих шлемах в 1 акте и двойка в повязках во 2 акте - последний впечатляющий: в хорошем темпе, с высокими прыжками, резкими движениями и четким синхроном - даже дыхание в унисон (Александр Фурман-Игорь Артамонов).

О солистах. Как я уже упоминал, золотое время в Минске было 10-20 лет назад:
Людмила Бржозовская (создала Кармен, Еву, Неле, Фригию),
Инесса Душкевич (Рогнеда, великолепная Джульетта, вторая Кармен),
Нателла Дадишкилиани (Возлюбленная в Кармине Буране),
Нина Павлова (вторая Фригия),
Юрий Троян (Спартак, Тиль),
Виктор Саркисьян (Красс, Дьявол в Сотворении мира),
Александр Курков (перешел в Кировский),
Владимир Комков,
Владимир Иванов.

Солисты пост-советских времен:
Екатерина Фадеева - ныне в Белграде,
Татьяна Ероховец - ныне в Испании,
Светлана Горбунова - весной внезапно ушла из театра,
Алексей Овечкин радует Ригу,
Вениамин Захаров в Белграде,
Игорь Колб в Мариинском театре,
Алексей Турко в балете Бориса Эйфмана,
Павел Гуревич в Бостоне..

Из ресурсов нынешнего дня ставка делается на следующих (кроме ранее упомянутых):
Жанна Лебедева - 36 лет, сейчас основная Фригия и Джульетта, опытная, мягкая, эмоционально выразительная, легкая, смелая, трудоголичка. Кажется, 16 или 17 декабря (дата не точна) исполнит Джульетту в Минске.
Татьяна Подобедова, 23 года, и Людмила Кудрявцева, 24 года - основная двойка, стабильны, работают классно, в чисто русском стиле - эта легонькая пара выпрыгнет как угодно высоко и непринужденно, было бы куда.
Анна Гуринович, 23 года - характерные партии (Мерседес, все испанки-сарацинки), плюс готовит Одетту-Одилию.
Александр Фурман, з.а.РБ - характерные партии, основной злодей в Минске, опытный, стабильный, артистичный, может все, с четким высоким прыжком.
Андрей Римашевский - характерные роли, опытный, уверенный и стабильный.
Игорь Артамонов, 26 лет - классические партии, лирик, думающий, способен работать очень чисто, готовит Альберта и Дезире.
Игорь Седько, 24 года - широкий профиль, молод, выразителен и горяч, мало опыта в первых ролях, в хорошем темпе легко и чисто сделал 36 оборотов (Шут в ЛО), одноклассник Игоря Колба.
Виталий Петровский, 25 лет - классические роли, мягкий, с хорошей элевацией, Шут и Ротбарт в ЛО, мало опыта в первых партиях.

В принципе, это все, что у меня есть по ГАТОБ РБ. Конечно же, в Москве есть много любителей, знающих Минск гораздо лучше. В любом случае, на Рогнеду надо идти - хоть через главный вход, хоть через черный.

Интервью с Елизарьевым о Рогнеде - на сайте "Вечернего Минска":
httm://vm.press.net.by/archive/97/russia/12/scast13.htm

Там же, на снимке, машет ногами Татьяна Шеметовец (Блудница) в сцене из Кармины Бураны, с Владимиром Ивановым (Аббат).